Меню

И снилось мне заря туманная анализ

И снилось мне заря туманная анализ

Дмитрий Сергеевич Мережковский

СТИХОТВОРЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ

Сам Христос молитвой благодатной

Нас учил: в ней голос сердцу внятный,

Дышит в ней святой любовью все,

И звучит, победу возвещая,

Как призыв, надежда дорогая:

Да приидет царствие Твое!

Будет все, во что мы верим, други,

И мечи перекуют на плуги,

И земля, тонущая в крови,

Позабудет яростные битвы,

И в одну сольются все молитвы:

Да приидет царствие любви!

Пусть природа нам отдаст покорно,

Повинуясь мысли чудотворной,

Все богатства тайные свои,

Пусть сольется с творчеством познанья

С красотою — истины сиянье,

Чтоб прославить царствие любви.

И тогда стекутся все народы

Под священным знаменем свободы

Вспомнить братство древнее свое,

И насилье будет им ненужно,

И семья людей воскликнет дружно:

Да приидет царствие Твое!

Но пока… ужели беззащитной

Жертвой зла и смерти ненасытной,

Старой лжи не в силах побороть,

Ляжем мы, как мертвые ступени,

Под шаги грядущих поколений

В царство вечное Твое, Господь.

Разум полон вечного сомненья.

Но безумно жаждет обновленья

Сердце, сердце бедное мое.

И пока не перестанет биться,

Будет страстно верить и молиться:

«Да приидет царствие Твое!»

Речью уверенной, чуждой сомнения,

В смерти, мудрец, ты сулишь мне покой

И нескончаемый отдых забвения,

Сладостный отдых во тьме гробовой.

«Смерть, — говоришь ты, — глаза утомленные

Нам благотворной рукою смежит,

Смерть убаюкает думы бессонные,

Смерть наше горе навек усыпит».

Знай же, мудрец, той мечте обольстительной

Всю мою веру я в жертву принес;

Но подымается с болью мучительной,

С прежнею болью упрямый вопрос:

Что, если, там, за безмолвной могилою,

Нам ни на миг не давая уснуть,

Те же мученья, но с новою силою

Будут впиваться в усталую грудь?

Что, если, вырвав из мрака ничтожного

Душу, бессмертную душу мою,

Не потушу я сознанья тревожного,

Жгучей тоски я ничем не убью?

Буду о смерти мольбой бесполезною

Я к безучастной природе взывать, —

Но отовсюду холодною бездною

Будет упрямая вечность зиять,

Вечность унылая, вечность бесцельная,

Вечность томленья и мук без конца,

Где не уснет моя скорбь беспредельная

И не изменится воля Творца;

А надо мной в красоте оскорбительной

Будет злорадное небо сиять,

Звездные очи улыбкой презрительной

Будут на стоны мои отвечать…

Нет, перед страхом немой бесконечности

Разум твой гордый бессилен, мудрец…

О, беспощадные призраки вечности,

Кто же вас вырвет из наших сердец?

Ваятель видел сон: дыханье затаив,

Казалося, глядит он, жаждой истомленный,

Как весь из мрамора, пустынно молчалив,

Возносится хребет в лазури распаленной.

На нем — ни ручейка, ни муравы зеленой;

Но млеет и горит искрящийся отлив…

Он им любуется, художник упоенный,

Про жажду он забыл, и в муках он счастлив…

Тоскующий певец, ни мира, ни свободы

Себе ты вымолить не можешь у природы;

Ее краса и блеск души не утолят.

Но, стройных образов ваятель вдохновенный,

И в муках перед ней восторгом ты объят:

Она — бездушная, твой мрамор — драгоценный!

«Уж дышит оттепель, и воздух полон лени…»

Уж дышит оттепель, и воздух полон лени,

Порой на улице саней неровный бег

Касается камней, и вечером на снег

Ложатся от домов синеющие тени.

В груди — расслабленность и кроткая печаль;

Голубка сизая воркует на балконе,

Меж колоколен, труб и крыш на небосклоне

Янтарные пары куда-то манят вдаль,

И капли падают с карнизов освещенных,

Щебечут воробьи на ветках обнаженных,

Из городских садов, обвеянных весной,

Уж пахнет сыростью и рыхлою землей;

И черная кора дубов уж разогрета.

Желанье смутное — в проснувшейся крови;

Как семя под землей, так зреет стих любви

В растроганной душе поэта.

«Летние, душные ночи…»

Летние, душные ночи

Мучат тоскою, веют безумною страстью,

Бледные звездные очи

Дышат восторгом и непонятною властью.

С колосом колос в тревоге

Шепчет о чем-то, шепчет и вдруг умолкает,

Белую пыль на дороге

Ветер спросонок в мертвом затишье вздымает.

Ярче, все ярче зарница,

На горизонте тучи пожаром объяты,

Сердце горит и томится.

Дальнего грома ближе, все ближе раскаты…

СМЕРТЬ ВСЕВОЛОДА ГАРШИНА

Погиб и он — когда тот слух к нам долетел,

Не верилось, и в страхе мы внимали,

Мысль отрывалась вдруг от мелких, пошлых дел,

Читайте также:  К чему снится что тебе рвут волосы

От будничной заботы и печали;

«И он, и он погиб», — бледнея, мы шептали.

Нас ужас леденил нежданного конца;

И что-то пронеслось, и душу нам смутило,

И содрогнулися беспечные сердца

Пред этой новою открывшейся могилой…

Как будто все почувствовали вдруг,

Что слишком близки нам его мученья

И что недуг его — для всех родной недуг;

Как будто поняли мы сердцем на мгновенье

Последний вопль его предсмертных мук…

Зачем так много сил дала ему природа?

Ведь с чуткой совестью и страстною душой

Нельзя привыкнуть жить меж нас во тьме глухой…

И он страдал всю жизнь, не находя исхода,

Истерзан внутренней, незримою борьбой.

О, горе тем, кто в наше время

Проснулся хоть на миг от рокового сна, —

Каким отчаяньем душа его полна,

И как он чувствует тоски гнетущей бремя!

О, горе тем, кто смел доныне сохранить

Живую душу человека,

Кто не успел в себе сознанья задушить

И кто во прах не пал пред идолами века!

В нем скорбь за всех людей была так велика,

Что, нежным ландышем главу к земле склоняя,

На ниве жизненной он пал, изнемогая,

Как будто ядом «Красного цветка»

Была отравлена душа его больная…

Друзья, вот бесконечный ряд могил, —

Редеет круг бойцов… Не стало лучших сил.

Все честное хороним мы послушно,

Но долго ли еще нам, братья, хоронить.

Ведь жизнь теперь, как склеп, где так от трупов

Источник



Дмитрий Мережковский И снилось мне заря туманная

***
И снилось мне: заря туманная,
В полях густеющая мгла,
И сосен кровь благоуханная —
Светлотекущая смола.

И кто-то мне родимым голосом
Всё то же на ухо твердит,—
Так в сентябре несжатым колосом
Пустая нива шелестит.

Но тайна слов тех не разгадана.
Гори, последний свет, гори,
И смолью сосен, дымом ладана
Курись, кадильница зари!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.09.2017. Владимир Гальский Осень
  • 29.09.2017. Николай Рабочий Стихия осени день ото дня сильнее
  • 28.09.2017. Антония Гутова Мне б пушинкой взлететь в поднебесь
  • 27.09.2017. Семен Попов-Сэмэн Тумат Как осеннему ветру вольгот
  • 26.09.2017. Галина Нерпина Ничего не хочу, ничего и не надо
  • 25.09.2017. Юрий Визбор Песня об осени
  • 24.09.2017. Дмитрий Мережковский И снилось мне заря туманная
  • 23.09.2017. Елена Аксельрод Снова мерещится
  • 22.09.2017. Александр Городницкий Листопад
  • 21.09.2017. Анатолий Гоморев Осення ночь так томительно длится
  • 20.09.2017. Леопольд Стафф Воскресенье
  • 19.09.2017. Антония Гутова Пусть будет
  • 18.09.2017. Айсылыу Гарифуллина Осень, на твоей рубахе
  • 17.09.2017. Натан Злотников Осень, осень, пора откровений в пр
  • 16.09.2017. Лариса Миллер Ах, осень, я так понимаю тебя
  • 15.09.2017. Ольга Бергольц Детскосельский парк
  • 14.09.2017. Галина Нерпина Осення сырость, откашлянная в плато
  • 13.09.2017. Инна Лиснянская Солнце осени щедро
  • 12.09.2017. Марина Кудимова Осени хотелось — не воды
  • 11.09.2017. Александр Городницкий Элегия
  • 10.09.2017. Вячеслав Килеса Но, как обычно, торжествует осень
  • 09.09.2017. Антония Гутова Дождь
  • 08.09.2017. Римма Запесоцкая Вбирать в себя прощальные лучи
  • 07.09.2017. Николай Беляев Моя поэзия
  • 06.09.2017. Константин Фофанов Тускло блещет солнце на закате
  • 05.09.2017. Владимир Соколов На влажные планки ограды
  • 04.09.2017. Анатолий Гоморев Осень. Что-то пришло, затаилось
  • 03.09.2017. Константин Фофанов Аллея осенью
  • 02.09.2017. Иван Бунин Вечер
  • 01.09.2017. Сергей Зубарев Спящее лето

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Анализ романса «Разлука»

Заслуживает особого внимания один из шедевров поэзии Кольцова – стихотворение «Разлука» (1840), написанное в жанре романса. Необходимо сказать, что романс – нечто промежуточное между поэзией и музыкой – это певучее, лирическое стихотворение с любовной тематикой. Обычно романс посвящается поэтом предмету своей любви.

Читайте также:  Что снится людям под наркозом

В XIX веке этот род поэзии пользовался особой популярностью. Известны романсы Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», «Для берегов отчизны дальней», «Я вас любил». Столь же биографичен и романс Кольцова. Романс «Разлука» посвящен памяти о глубокой любовной драме поэта, любовь эта стала единственным светочем и утешением в его богатой испытаниями жизни. Воспоминания о тех днях скрашивали и горечь его последних дней.

Чтобы оценить этот поэтический шедевр, приведем весь текст романса:

На заре туманной юности
Всей душой любил я милую;
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь.

Что пред ней ты, утро майское,
Ты, дубрава-мать зеленая,
Степь-трава – парча шелковая,
Заря-вечер, ночь-волшебница!

Хороши вы – когда нет ее,
Когда с вами делишь грусть свою,
А при ней вас – хоть бы не было;
С ней зима – весна, ночь – ясный день!

Не забыть мне, как в последний раз
Я сказал ей: «Прости, милая!
Так, знать, бог велел – расстанемся,
Но когда-нибудь увидимся. »

Вмиг огнем лицо все вспыхнуло,
Белым снегом перекрылося, –
И, рыдая, как безумная,
На груди моей повиснула.

«Не ходи, постой! дай время мне
Задушить грусть, печаль выплакать,
На тебя, на ясна сокола. »
Занялся дух – словно замерло.

Стихотворение написано по далеким воспоминаниям о том, что было «На заре туманной юности». Подобно Пушкину, Кольцов обращается к предмету своей любви, пользуясь возвышенной лексикой: у Пушкина «твои небесные черты», у Кольцова «в глазах ее небесный свет».

Но главное в «Разлуке» то, что стихотворение богато реалиями окружающей жизни: «дубрава-мать зеленая», «степь-трава». Реалии исполнены возвышенного смысла: «степь-трава – парча шелковая», «ночь-волшебница». Эта традиция совмещения реалий жизни с возвышенным романтизмом впоследствии получит продолжение в поэзии Фета («На заре ты ее не буди»).

Искренность, правда чувства, душевные переживания – все находим мы в этом стихотворении. Обратите внимание, какими словами поэт описывает силу своего чувства, обращаясь к дубраве, утру майскому. Он вспоминает:

Хороши вы – когда нет ее,
Когда с вами делишь грусть свою,
А при ней вас – хоть бы не было;
С ней зима – весна, ночь – ясный день!

Мощь душевных порывов, сила страсти – все это достигается автором с помощью поэтического приема – парности слов-антонимов (зима – весна; ночь – ясный день; расстанемся – увидимся; лицо. вспыхнуло – белым снегом перекрылося). Интенсивность душевных переживаний и сила страданий достигают своего накала в последней строфе. И опять тот же поэтический прием (занялся – замерло); и эти слова-антонимы как бы подчеркивают ни с чем не сравнимую горечь утраты той (а прошло целых 12 лет!), которую поэт не в силах был забыть.

Читайте также другие статьи о творчестве А.В. Кольцова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

И снилось мне заря туманная анализ

1.1.1. Какие черты романтического героя присущи Мцыри?

1.2.1. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф. И. Тютчева?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь,

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать, —

А душу можно ль рассказать?

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть;

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас —

Зачем. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой — дитя, судьбой — монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Читайте также:  К чему снится имя мужчины игорь

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен, —

Напрасно: звук их был рожден

Со мной. И видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я, как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод. Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Или не знал, или забыл,

Как ненавидел и любил;

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей

С высокой башни угловой,

Где воздух свеж и где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны,

Прижавшись, голубь молодой

Сидит, испуганный грозой?

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтиться никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег —

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

1.1.2. Какова роль образа молодого голубя в 5-й строфе?

1.2.2. Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

1.1.2. Образ голубя метафоричен образу самого Мцыри. Голубь — вольная птица, летает, где хочет. Мцыри тоже стремится к свободе, воле.

1.2.2. Тютчев как поэт-романтик видит в природе вечное, Божественное начало, как христианин он понимает, что только Бог является источником духовного возрождения. Светлость, свет для поэта является источником духовного очищения; эта светлость «умильная», «таинственная», «кроткая», именно с ней поэт сравнил и в ней увидел «Божественное страдание» — прообраз человеческой нравственности. Свет — это Бог. Таким образом, Тютчев, подводя итог своим размышлениям, говорит, что Бог поможет человеку справиться с изнеможением, усталостью, утомлением.

1.1.1. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

1.2.1. Эпитет — образное определение, служит для выражения экспрессивной оценки явлений, предметов в художественном тексте. Эпитеты, используемые в данном отрывке, подчеркивают настроение лирического героя, его восприятие вечера. У Тютчева много эпитетов. Большинство из них светлые, описывающие прелесть осенних вечеров («умильная таинственная прелесть», «Туманная и тихая лазурь», «легкий шелест»). Однако вечерняя природа бывает разной: среди спокойствия может возникнуть «зловещий блеск», земля кажется «сиротеющей».

Источник